рекомендаций ПМПК, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. При разработке программы учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным законными представителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границы освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. 2.2. Состав участников разработки АОП, их полномочия и ответственность. АОП для ребенка с ОВЗ разрабатывают педагоги школы и специалисты школьного психолого-педагогического консилиума ОУ. 2.3.Порядок обсуждения проекта АОП, порядок утверждения АОП и ввода в действие. При разработке АОП учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (при наличии), ожидания родителей (законных представителей), четко формулируются цели и задачи программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.), разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для конкретного ребенка с ОВЗ или обучающегося со статусом ребенок-инвалид, учитывая общеобразовательную программу ОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, при согласии и письменном заявлении родителей (законных представителей). Адаптированная образовательная программа разрабатывается в течение одного месяца после заключения ПМПк, подачи заявления родителями (законными представителями) на перевод АОП. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ. В конце учебного года по итогам реализации Адаптированной образовательной программы в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или обучающегося со статусом ребенок-инвалид специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком. 2.4.Определение содержания АОП. 2.4.1.АОП определяет объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные образовательные условия. В структуру АОП входят: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы и иные компоненты. Проектирование содержания АОП включает в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов. 2.4.2.Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП уделяется описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования. 2.5. Планирование форм реализации АОП. 2.5.1.Реализация АОП может осуществляться с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. 2.5.2.Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (педагогапсихолога, социального педагога, учителя-логопеда). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. 2.6.Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы. 2.6.1.АОП составляется на один учебный год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в конце текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или обучающегося со статусом ребенок-инвалид. 2.6.2.АОП включает критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП. При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться: - пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. 2.7.Содержание адаптированной образовательной программы (АОП) (приложение 1) Адаптированная образовательная программа состоит из нижеперечисленных разделов: Титульный лист (приложение 2) Особенности сопровождения Педагогическое сопровождение Взаимодействие специалистов Сопровождение узких специалистов Проведение коррекционной работы педагогом-психологом и учителем-логопедом (данный раздел включает в себя: индивидуальную коррекционно-развивающую программу педагога-психолога и индивидуальную программу по коррекции нарушений устной и письменной речи) Работа с семьёй Индивидуальная работа Социализация Внеурочная деятельность Предметные области, которые включают в себя рабочие программы по всем предметам (рабочие программы состоят из трёх разделов: планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АОП; система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП обучающимися с ОВЗ; тематическое планирование) Коррекционная развивающая деятельность Диагностика Развитие моторики Коррекция отношений детей и взрослых Консультации родителей (законных представителей) Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося 2.7.1.Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ (приложение 3). 2.7.2.Условия реализации АОП Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ: кадровые, материально-технические. При реализация АОП необходимо создавать условия: -учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); -реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогамипсихологами соответствующей квалификации; -предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; -привлечение родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогический процесс. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены учителя-логопеды, педагоги-психологи. Приложение 1. Содержание адаптированной образовательной программы (АОП) СОДЕРЖАНИЕ Общие сведения: Ф.И.О обучающегося: ________________________________________________________ Дата рождения обучающегося: ________________________________________________ Пол:_______________________ Ф.И.О. и контактные данные родителей (законных представителей): Отец________________________________________________________________________ Мать _______________________________________________________________________ Домашний адрес: ____________________________________________________________ Телефон: ____________________________ e-mail: _____________________________ Класс: ___________________________ Ф.И.О. учителя (классного руководителя): _____________________________________ Ф.И.О. специалистов, работающих с обучающимся: Педагог-психолог _____________________________________________________________________________ Учитель-логопед _____________________________________________________________________________ Тьютор _____________________________________________________________________________ Другие специалисты _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Заключение и рекомендации ТПМПК: обучение по варианту программы __________ ФГОС обучающихся с ОВЗ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Режим пребывания в Учреждении: классно-урочный Особенности сопровождения 1. Педагогическое сопровождение. 2. Взаимодействие специалистов: Педагог-психолог _____________________________________________________ Учитель-логопед______________________________________________________ Тьютор ______________________________________________________ Другие специалисты: _________________________________________________________ _________________________________________________________ учитель иностранного языка______________________________________ учитель физической культуры___________________________________________ учитель музыки _______________________________________________ 3. Проведение коррекционной работы психологом, логопедом, дефектологом и др. (по наличию специалистов в соответствии со штатным расписанием). (Приложение 2) 4. Работа с семьёй. 5. Индивидуальная работа________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 6. Социализация: _____________________________________________________________________________ 7. Внеурочная деятельность: посещение курсов внеурочной деятельности ______________________________________ _____________________________________________________________________________ Кружки:______________________________________________________ Спортивные секции:____________________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Предметные области 1. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Пишется рабочая программа для класса и АОП для ребёнка (1 вариант). 2. Для 2 варианта предметные области формируются в соответствии с требованиями АООП 3. Рабочие программы отдельно для ребёнка с ОВЗ (приложение 3). 4.Учебный план (если отличается включить) (приложение 4). Коррекционно-развивающая деятельность. 1. Диагностика. 2.1. Развитие внимания. 2.2. Развитие мышления. 2.3. Развитие воображения. 2.4. Развитие речи. 2.5. Развитие моторики. 2.6. Коррекция отношений детей и взрослых. 3. Консультация родителей (законных представителей). Взаимодействие с родителями (законными представителями). Анкетирование родителей (законных представителей). Индивидуальные консультации. Вовлечение родителей в мероприятия класса. Помощь специалистов родителям / законным представителям, проведение тренингов. Тетради взаимодействия. Почта доверия (анонимно). Мероприятия. Приложение 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 «СОГЛАСОВАНО» Родители (законные представители) _______________ /____________________________/ «___»_____________ 20____ г. Рассмотрено на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ №1 Протокол №_____ от «___» _____________20____г. «УТВЕРЖДЕНО» Приказ №___ от______ 20___г. Директор МБОУ СОШ №1 ____________Г.Н. Милинцева АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ (ВАРИАНТ ___________) на 20___ / 20___ учебный год Код________________________ Екатеринбург 20_____